Для ТЕБЯ - христианская газета

Архимандрит Кирилл
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Архимандрит Кирилл


Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919-2017)


«Я благодарю Бога за то, что мне довелось послужить людям»
Архимандрит Кирилл (Павлов)

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Михайловского района Рязанской губернии (области). Отец Кирилл редко рассказывал о своей мирской жизни. Известно, что вырос он в верующей крестьянской семье, но с 12 летнего возраста жил в городе Касимов, так как в их деревне не было семилетней школы. По словам отца Кирилла, в те годы он «в неверующей среде, у брата, растерял всю духовность». По Промыслу Божиему духовно прозреть ему суждено было во время Великой Отечественной Войны, когда он участвовал в защите города Сталинграда. (Ныне Волгоград) Вспоминая то время, архимандрит Кирилл говорил: «Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие - у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне бальзам на душу оно давало. Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся...»
После окончания школы с 1934 года Иван учился в Касимовском индустриальном техникуме, по окончании которого некоторое время работал технологом на металлургическом комбинате. В 39-м году – был призван в армию, служил на Дальнем Востоке.
В Великую Отечественную войну лейтенант Иван Павлов воевал в минометной роте, потом в танковых частях, был дважды ранен. (Награжден боевыми орденами и медалями.) Во время Сталинградской битвы - командовал взводом.
Из воспоминаний архимандрита Кирилла: «Мы стояли в обороне Сталинграда, наверное, так, в километрах, примерно, двадцати, двадцати пяти от города, оборону держали. И, в один из воскресных дней августа месяца сорок второго года, когда немецкие бомбардировщики, в количестве, около, тысячи самолетов, налетели на город, бомбили его, то, картина была очень и очень страшная. Город весь был охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков …. Тут, нашу оборону сняли, я, в это время, ранен был».
Сталинградская битва была одной из самых кровавых в истории человечества.
2 февраля 1943 года - день освобождения Сталинграда от немецко-фашистских захватчиков стал переломным моментом в Великой Отечественной войне, продвижение противника по стране было остановлено. Тогда после разгрома немецких войск и их союзников началось контрнаступление нашей армии. Это событие стало переломным и в жизни Ивана.
Старец Кирилл рассказывал, что в апреле 1943 года в разрушенном Сталинграде среди развалин одного разрушенного дома он нашел книгу, которая перевернула всю его жизнь: «Война. Суровые условия жизни. Смерть всегда была перед глазами. И, это, конечно, заставляло, так, задуматься, и, искать какого-то решения...
Ответ, на все эти, такие, назревшие вопросы, я обрел в «Евангелие». В Сталинграде, когда мы уже заняли Сталинград. И, вот, во время занятия одного разбитого дома, я нашел «Евангелие». Ну, и, так, заинтересовался. Стал его читать, и оно привлекло меня своим содержанием. Настолько я проникся им, чувствовал я, как бальзам для моей души. И, я с ним не расставался. Так, он у меня в кармане и был, до самого окончания войны. И, собственно, оно меня и утешало. И сохранило меня».
Архимандрит Кирилл говорил, что несчастья и бедствия происходят с теми, кто уклоняется от пути указанному нам Спасителем, изложенному святыми Апостолами в Новом Завете.
В одной из своих многочисленных проповедей архимандрит Кирилл говорил: «...Нигде мы не найдем такого ясного, такого полного ответа на все запросы нашего духа кроме как в Евангелии, в учении Того, Кто сказал: Аз есмь путь и Истина и Жизнь (Ин. 14, 6). Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, - так говорит Спаситель в Евангелии, обращаясь ко всему человеческому роду. - Жизнь, которую вы себе избрали, она не может дать вам счастья. Зло порождает лишь зло, а истина и счастье - высшие блага - есть добро, которое рождается исключительно только любовью и добром. Если вы хотите обрести его, если вы тяготитесь существующим в мире злом, то придите ко Мне, научитесь от Меня. Слова Мои прольют целебный бальзам на ваши измученные, больные души. Я покажу вам путь и дам покой вашей душе. Беззаветно предайтесь Моему учению и идите по тропе, которую Я положил перед вами. И вы увидите, что иго Мое воистину благо и бремя Мое легко есть. После долгой темной ночи с Моим пришествием в мир наступил светлый тихий день. Царствие Божие приблизилось. Оно возле вас, оно около вас, только нужно, чтобы оно проникло, захватило сердце ваше, источник всякой разумной нравственной деятельности, начало жизни человека. Очистите в своем сердце место для Бога. Дайте в вашей жизни простор добру и истине и освободитесь от гнетущих вас лжи, насилия и грубого себялюбия (Ср.: Мф. 11, 28-30)... Будем любить Господа, братия и сестры, будем творить заповеди Его. А, зная это, сделаем Евангелие главной книгой своей жизни, не будем расставаться с ним, но всегда будем поучаться в нем, помня, что это - слово Божие, воля Божия, в исполнении которой - жизнь вечная. А в неисполнении - погибель. Аминь».
Господь через священную книгу вывел Своего избранника на Путь Истинный, чтобы он со временем, будучи уже духовником монастырской братии, смог окормлять и мирян.
Архимандрит Кирилл (Павлов) не любил вспоминать о войне, но после прочтения мемуаров Маршала Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» отметил: «Когда я читал воспоминания маршала Жукова, - мне бросился в глаза момент, где он пишет о том, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали...
Я со своей стороны скажу: это все совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума... И тот же человек, который вначале проявлял мудрость, когда благодать Божия отступила, - совершает ошибки.
Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, то Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится: «Без Бога - не до порога!»
Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это печально...»
Вспоминает лечащий врач старца и его духовный сын - доктор медицинских наук Александр Викторович Недоступ: «Всегда старец Кирилл интересовался делами армии... Батюшка говорил всегда, что мы должны возносить Господу большую благодарность за победу в войне. В первые годы войны попущено было наказание Божие народу, многие люди отреклись от Господа. Мы должны были пройти через время огненных испытаний, а когда очнулись от партийного угара, Бог стал нам помогать. Мы стали одерживать победы. Началось послабление к Церкви и верующим. После этого ход войны резко переломился...
Он вспоминал, как они лежали в снегу, два месяца. Два месяца сдерживали натиск танковой армии. И, конечно, это лежание в снегу, даже не в земле, - в снегу, конечно, так, пройти не могло».
Рассказывает игумен Сергий (Амуницын): «Отец Кирилл вспоминал, как зимой 1942 г. он с однополчанами два месяца в Сталинграде пробыл в открытом поле. Два метра снега. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в свои шинели да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили?.. Чудом Божиим!»
Известно, что Герою Сталинградской Битвы Ивану Павлову предложили вступить в партию, но он кротко ответил: «Да, я не достоин». После отказа вступать в партию, его отправили на верную гибель - во фронтовую разведку. (Позже он скажет: «Мы призваны к тому, чтобы исповедовать верность Христу». Вся его дальнейшая жизнь прошла под эти девизом. Для того, чтобы быть верным Христу, ему пришлось отказаться не только от вступления в ряды коммунистов, но и скрыть свое героическое прошлое и звание при поступление в Семинарию и Духовную Академию. В атеистическом государстве не могли допустить, чтобы герой войны стал монахом.)
Господь сохранил жизнь Своему избраннику, чтобы ещё многие десятилетия воин Христов мог сражаться с невидимыми врагами, защищая Россию. (До последнего дыхания старец молился о спасении России)
Из рассказа о старце Кирилле отца Николая Седова:
«Как-то, в минуту подходящую, я решился и говорю батюшке:
– Батюшка, вы же Герой Советского Союза.
Он палец ко рту поднес и сказал:
– Ты меньше кому об этом говори.
Мы разговорились, и он произнес:
– Я не хочу никому ничего говорить. Не хочу потерять благоговейного чувства. Когда я был еще там, на фронте, то видел образ Божией Матери. И чтобы не потерять этого благодатного чувства — не хочу никому рассказывать об этом времени».
Однажды Иван Павлов оказался в немецком плену. Когда его вместе с другими пленными стали перегонять в тыл врага, он стал молиться Пресвятой Богородице. В чудесном видении он вдруг увидел Богородицу, Она обратилась к нему со словами: «Стой и не двигайся». Свершилось чудо, он стал невидим для других. Иван остался на опустевшей дороге и долго стоял, пока все пленные, подгоняемый немцами с автоматами, не скрылись из виду. Именно тогда, в день своего спасения, он поклялся Богородице, что если выживет, то станет монахом и посвятит свою жизнь служению Богу.
Из воспоминаний архимандрита Кирилла:
«После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, - навзрыд плакали. Это был сплошной вопль... Стоишь, и тебя захватывает невольно, настолько трогательные слова произносил священник»
«В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, — говорят, — Духовную Семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний».
По окончании Московской Духовной Семинарии будущий подвижник поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года он был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре при постриге был наречен Кириллом. 8 октября 1954 года был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха. Был пономарём, казначеем, а в 1965 году стал духовником монашеской братии, был возведён в сан архимандрита. Несколько десятилетий архимандрит Кирилл принимал исповедь у братии. По свидетельству монашествующих, он исповедовал с такой любовью, заботясь о чистоте души каждого, что был в эти моменты не только духовным отцом, но и «любящей матерью», «наседкой» оберегающей своих птенцов
Из рассказа архимандрита Глеба (Кожевникова):
«И, батюшка, как наседка. Он, так, мантией, человека всегда прикрывал. Если он очень громко, или, что-то говорил такое, и, смотрел так, прямо, глазами, чтобы, не дай Бог, кто-то услышал, чтобы это, как было известно, кроме его одного и Бога... Это получалось, что это не отец, а – мать. И, батюшка никогда не насиловал в мнениях своих. Он спрашивал: «А. как ты хочешь поступить? Как бы ты поступил?». – «Ну, вот, так, и так, батюшка». И, если это было допустимо, то он говорил: «Ну. Тогда, нужно сделать еще, вот так, так, и так. И, все будет хорошо». Он никогда не говорил: «Нет. Не надо. Сделаешь так, я тебе скажу!».
Монашествующие рассказывали, что они даже среди ночи могли постучать к нему в дверь кельи, побеспокоив своею болью и переживаниями, и он непременно выслушивал и утешал их.
Ежедневно в Лавру приезжали сотни верующих людей, многие были готовы ночевать в храме, чтобы попасть к архимандриту Кириллу. (Он принимал страждущих в «посылочной», в двух небольших комнатах под Трапезной церковью, расположенной на южной стороне монастыря.) Не все желающие могли попасть к старцу, многим приходилось ограничиться запиской с кратким изложением сложной жизненной ситуации и просьбой молитв. (Известно, что архимандрит Кирилл ежегодно отправлял архиереям, священникам, миряням тысячи писем.)
Рассказывает врач-кардиолог Александр Викторович Недоступ:
«Я помню, как-то, я прихожу к нему и спрашиваю: «Батюшка, у вас, вчера был прием? Много народу было?». Он подумал, подумал, и, так, с расстановкой, как он это говорит, сказал: «Сто пятьдесят семь человек». И, я, внутренне обмер, конечно, потому, что я знаю, что такое прием скорбящих, страждущих, болящих и, так, далее. Это – тяжелая вещь, которая изматывает самого себя. Почему, после обхода, выходишь такой, - язык на плечо … А, к батюшке, шли люди не для того, чтобы сказать ему: «Батюшка, хорошо-то, как всё! Помолись, чтобы еще лучше было. А, шли, для того, чтобы сказать: «Муж бьет, сын пьет». И, так, далее, и, так, далее. А, с другим, шли, и, он, - всех утешал».
По свидетельству духовных чад старца, он во всем был примером для подражания, одно его присутствие рядом рождало желание исправить свое душевное состояние к лучшему, примириться с теми, с кем поссорился. Духовник был не только мудрым наставником, он умел согреть всех своей отеческой любовью, утешить, приободрить, а когда это было необходимо становился и взыскательным отцом.

Вспоминает православный писатель Олеся Николаева: «У меня было такое, первое впечатление, вот, когда, попадаешь к мощам, у тебя, внутри что-то сразу замирает, и, возникает чувство какого-то, неземного покоя и блаженства. И, вот, около отца Кирилла, у меня тоже такое чувство сразу возникло, и оно, кстати, сказать, никогда, никогда не пропадало, когда я его видела, или, я, когда к нему приходила. Рядом с таким человеком, конечно, очень стыдно за то, что ты жил
недостойно. И, всякий раз, когда я к нему приближалась, у меня возникало это чувство своего недостоинства. На самом деле, это чувство покаяния и очищения. Казалось, что сам Господь смотрит на тебя, его глазами».
После того, как архимандрит Кирилл был назначен духовником Патриарха Алексия II, он стал регулярно приезжать из Лавры в Патриаршую резиденцию в Переделкино, где у него была своя келья (Последние годы старец жил в Переделкино). Первое время об этом мало кто знал, и он принимал в крестильне храма Преображения Господня в основном только духовенство и монашествующих, но позже о нахождении старца узнали многие. В начале девяностых годов за духовным советом к прозорливому старцу приезжали люди со всей России и зарубежья, все уходили утешенными. По его молитвам благополучно разрешались сложные житейские ситуации и семейные конфликты, люди получали исцеление духовное и физическое. Старцу многое было открыто, но по своему великому смирению он скрывал свои духовные дарования, не любил когда его называли прозорливым старцем. В случае исцеления людей всегда призывал благодарить Господа за Его великую милость.
А. В. Недоступ рассказывает: «Батюшка, - это сама любовь, доброта, мудрость, и, конечно. Прозорливость. Хотя, сам он, это, отрицал. Смеясь, говорил, что: «Как один говорил, мой знакомый. Старец, вспоминал, - прозорливых не видел, прожорливых много».
Иерей Николай Кравченко о своей встрече со старцем в 1994 году рассказывал следующее:
«Выхожу, а, такой легкий морозец... Тишина в Лавре. Идет... монах, лицо закрывает, морозец, я понимаю, что, холодновато...
- Батюшка, вот, вопрос такой у меня, меня интересует. Где, здесь, можно найти старца Кирилла?»...
- «Какого старца?».
Я говорю: «Ну, старец – Кирилл».
– «Какой же он старец, он обычный старик»...
Я у него. Как бы спросил: «Батюшка, а ваше имя, святое, как?». Он говорит: «Та, грешный, монах, старик Кирилл». Вот, он и есть, такой, старец Кирилл-то. оказывается».
Я ему говорю: «Вот, собрался. В часть надо возвращаться». А, он говорит: «Командировка?». Я говорю: «Да». Он говорит: «А, куда собрался?». Я говорю: «В Югославию». Он говорит: «Да, нет, какая Югославия. Ты дома пригодишься». Ну, думаю, что он … гражданское лицо, живущее в монастыре, что он знает, что он понимает, вообще. Если у меня уже предписание.….».
Вскоре, Николая направили в Грозный, в Югославию он не поехал.
По молитвам старца менялась жизнь многих людей. Изменилась она и у спецназовца лейтенанта Николая Кравченко, после исповеди. В 95-м году во время отпуска, Николай приехал из Чечни в Сергиев Посад
Из воспоминаний иерея Николая Кравченко: «– Я подробно исповедался у старца. А он вдруг спрашивает: «А что еще? Вспомни, может быть, Богу чего обещал?» И тут-то я вспомнил о том, что совершенно выпало из памяти – и про свою мольбу в полуразрушенном здании, и про свое обещание отстроить церковь, если останусь живым... На прощание я попросил у отца Кирилла благословения на возвращение в Чечню. «Твоя война закончилась, оставайся здесь», – ответил старец. «Это невозможно, батюшка! Ведь я единственный снайпер в нашей бригаде. Да и монахом я вовсе не хочу быть. Мне проще по зубам дать, чем смиряться», – заупрямился я... Сейчас-то я понимаю, что от слова больше противников поляжет, также словом и больше людей спасешь...»
Старец призвал Николая прежде построить храм внутри его самого, рекомендовал посвятить себя служению Богу. Николай уволился в запас, первое время подвизался звонарем на большой колокольне Лавры, но собирался вернуться домой - в чукотский поселок, построить там храм, чтобы в нём служить Господу и ближним… Но не верил он, что сможет в Лавре встретить девушку, которая согласится выйти за него замуж, и уехать с ним на Чукотку. Однажды, он поделился своими сомнениями с духовником. При этом сказал: «Да уж, какая там невеста – сказки все это!» Старец спросил: «Сказки, говоришь? А что у нас через два дня?». Николай ответил: «Рождество».
– «А ты знаешь, что на Рождество сказки сбываются?»
Так и случилось - в Рождественскую ночь Николай познакомился со студенткой регентского отделения Духовной семинарии, с которой вскоре обвенчался.
Через несколько лет на вторую чеченскую войну иерей Николай отправился уже не с автоматом, а с крестом. (В одной только 74-й бригаде он окрестил 110 человек.)
О прозорливости старца свидетельствует и монахиня Вероника, которая рассказала, что мать инокини Н. была из Сталинграда. Во время войны она работала в подвале разрушенного мелькомбината. Она работала через дорогу, где стоял знаменитый дом Павлова. Они пекли хлеб для солдат, а из оставшейся муки делали лепешки и под обстрелом, ползком переправляли их через дорогу к нашим солдатам, в окруженный немцами, обороняемый ими дом. Однажды инокиня попросила монахиню Веронику взять её с собой, когда она поехала к своему духовному отцу архимандриту Кириллу.
Из рассказа монахини Вероники: «... (Сестра Н.) Сказала, что хочет с ним познакомиться. Когда батюшка ее увидел, то, ни о чем ее не расспрашивая, сразу сказал ей: «Иди ко мне. Я хочу поцеловать руки твоей мамы». Поцеловал ей руки. Он сразу в ней провидел, узнал все. Кто она, откуда и чья дочь. И сказал ей еще при этом: «Я целую твои руки, и ты поцелуй так же руки своей мамы». Дал ей подарочек, старенькой маме ее передал и свое благословение».

Из воспоминаний келейницы старца Кирилла монахини Евфимии (Аксаментовой): «... Отец Кирилл бесконечно жалел народ, но и не потакал невежественному отношению к Церкви как к месту некоего магического избавления от скорбей и житейских тягот.
«Полюбите читать Евангелие!» – это был самый известный его пастырский совет, который многим мог показаться слишком уж незатейливым, но на самом деле призывал к колоссальному внутреннему труду...
...Он ничего не делал своею властью. Всё, что происходило вокруг и требовало его участия, – всё это находилось во власти Божественной и только Божественным вмешательством разрешалось и управлялось. Отец Кирилл оказался обладателем какой-то несокрушимой скромности и смиренномудрия.
В жизнерадостном и общительном батюшке всегда с удивительной ясностью ощущалось это простодушное и искреннее осознание собственной недостаточности, собственной малости и незначительности.
Однако суетливого самоумаления он был лишен – просто спокойно и честно не считал себя ни старцем, ни уж тем более прозорливцем. Принимать народ на исповедь и беседу было его монашеским послушанием – послушанием, которое следует нести с любовью и упованием, испрашивая сил от Господа».
«... Богатейший духовный опыт, неложные Смирение и Любовь... вот те качества, которые видели на протяжении долгих лет в отце Кирилле, как его духовные чада, так и люди, которых Господь лишь однажды, может быть, привел в его келью за разрешением сложного недоуменного вопроса, за молитвенной помощью или просто - за тем утешением... Думаю, каждый, кто знал в это время отца Кирилла, согласился бы с тем, что на нем с удивительной полнотой и силой сбывалось Слово преподобного Нифонта Цареградского, ответившего однажды ученику на вопрос о том, каковы будут подлинные подвижники последних времен - не совершающие явных чудес, но благоразумно скрывающие себя среди людей и идущие путем Делания, растворенного Смирением.
Но Господу было угодно искусить многоценное злато его праведности последним и самым тяжким и долговременным искушением: (4 декабря 2003 года) архимандрит Кирилл (Павлов) перенес инсульт, который сначала обездвижил его, а затем практически лишил возможности общения с внешним миром. Практически, но не до конца. Прикованный к постели, мужественно терпящий свою болезнь, он не ищет поддержки и утешения, но в краткие моменты, когда силы возвращаются к нему, сам поддерживает и утешает, увещевает молиться и не унывать, и еще - заботиться о здоровье…
Старцем он себя, насколько я могу судить, никогда не считал. Но так же не считал себя в праве отказывать приходящим...
- Что я могу? - говаривал он в те дни.- Разве только выслушать человека? И он выслушивал… Было время, что и с полудня до двух часов ночи…
… Казалось, все дается ему легко, воздушно, органично его собственной природе… Но, судя по его собственным рассказам, его путь в монашестве - путь жесткого постоянного и углубленного самоконтроля. Все требовало, хотя и невидного со стороны, но колоссального труда. Никакой поблажки, входящей в противоречие с Евангельскими Заповедями, он себе не позволял.
Но его требовательность к самому себе никогда не приводила к аскетической суровости в отношениях с окружающими. Он действительно имел очень доброе и милостивое сердце. Никто не мог упрекнуть его в черствости и замкнутости, в том поведении, которое неискусные подвижники обычно оправдывают своими «исключительными» подвигами и отрешенностью от суеты…
Смею думать, что первостепенным в его личном подвиге было не количество положенных поклонов и пройденных четок, а Заповедь о Любви. Не обидеть человека, сохранить бы мир в его сердце - вот, пожалуй, главная забота батюшки, его ключевое переживание на всякий час…
Не было ни одного случая, чтобы он отказал кому-либо, ссылаясь на необходимость чтения монашеского молитвенного правила. Можно было предположить, что правило он просто опускает. На самом деле он исполнял его после полуночи...
Рядом с ним у тебя всегда было право на ошибку... Отец Кирилл никогда не доминировал и никому не навязывал своих представлений о жизни.
Выслушав вопрошавшего, неспешно расспросив о подробностях дела, он деликатно предлагал свой вариант решения проблемы, а дальше - наше право выбирать. Жизнь сама открывала впоследствии, что его совет был единственно верным...
Отец Кирилл относился к человеку предельно бережно, взвешивал каждое свое слово, чтобы не задеть чужого самолюбия, не поранить немощную душу. А на ошибку он - не то что грубо не указывал, но вообще делал вид, что ничего не заметил. Давал человеку возможность самому разобраться в заблуждении…
Его умение предпочитать ученичество - учительству, послушничество - начальствованию, поражало до глубины души...
В первые 8 месяцев инсульта, когда жизнь его буквально висела на волоске - разговоры о смерти, о возможном скором ее посещении стали неотъемлемой частью нашего больничного бытования. Был момент, когда нам пришлось спросить еле живого батюшку, где бы он желал быть захороненным. Не правда ли, странно спрашивать о таких вещах послушливого монаха? И он дал нам понять, что это действительно странный вопрос:
- У меня есть начальство, чтобы распорядиться в этом,- ответил батюшка».


Великий старец отошёл ко Господу в возрасте девяносто семи лет вечером 20 февраля 2017 года в Патриаршей резиденции в Переделкино. Гроб с телом новопреставленного был установлен в Успенском соборе Лавры. С 21 по 23 февраля сотни верующих людей стекались к Успенскому собору Свято-Троицкой Сергиевой лавры (собор был открыт круглосуточно), чтобы проститься с дорогим сердцу батюшкой. 21 и 22 февраля во всех храмах Лавры совершались заупокойные литии. 23 февраля в Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла. Успенский собор не мог вместить всех верующих, многие молились на соборной площади. В соборе молились иерархи и духовенство Русской Православной Церкви, насельники Троице-Сергиевой лавры, преподаватели и учащиеся Московской Духовной Академии, многочисленные верующие... Разрешительную молитву прочитал митрополит Киевский Онуфрий. Перед погребением тело отца Кирилла было обнесено вокруг Успенского собора. Архимандрит Кирилл (Павлов) был погребен на территории Лавры за алтарем церкви Святого Духа.
Для духовных чад старца и всех тех, кто почитал его, утешением стала мысль о том, что закончился лишь земной путь подвижника, в Царстве Небесном он будет молитвенным предстателем за них перед Господом.



Из воспоминаний Олеси Николаевой:

«Я обращалась к отцу Кириллу в исключительных случаях. У меня болела душа за мою маму: она очень болела, практически умирала, и я боялась, что она так и умрет некрещеная. Но отец Кирилл тогда твердо сказал, что она покрестится, проживет еще много лет и станет верующей. Так и произошло, несмотря на то, что тогда это казалось невозможным...
Потом заболел мой муж – отец Владимир. У него обнаружили злокачественную опухоль и должны были положить на операцию. Было очень страшно. И мы попросили келейницу отца Кирилла – Наташу (теперь она монахиня Евфимия), чтобы она сообщила об этом старцу. И вдруг она звонит и говорит, что они с отцом Кириллом приедут к нам домой навестить отца Владимира перед операцией!
Отец Кирилл жил уже не в Лавре, а в Переделкино, он был болен, но еще мог ходить, и вот они с Натальей приехали к нам. Это было такое великое утешение, такая радость! И мама моя, которую он вымолил за много лет до этого, была с нами, цела и невредима...
А через несколько дней отцу Владимиру сделали тяжелейшую операцию, которая длилась шесть часов, и он очнулся в реанимации, а потом стал приходить в себя, выздоравливать и славить Бога...
И каждый раз после посещения отца Кирилла наступало просветление, освобождение, радость!
Была у меня такая тупиковая ситуация, связанная с житейскими проблемами: мы (мой муж, трое детей и я) жили очень тесно, в одной квартире с моими родителями и многодетной семьей моего брата. Начинались какие-то междоусобные конфликты, работать дома было практически невозможно и негде, разве что ночью на общей кухне, и это перерастало уже в экзистенциальную драму. И отец Кирилл сказал мне: «Вас Господь любит – он дает вам Свои скорби! Ему было “негде главу преклонить”! Радуйтесь!». И я действительно обрадовалась.
Из уст отца Кирилла слышались и пророчества. Часто, когда ему задавали вопрос о том, как достойно устроить свою жизнь, он благословлял покупать деревенский дом с печкой, колодцем и кусочком земли, словно подталкивая к мысли о том, что придут такие время, когда только там можно будет и обогреться, и прокормиться.
Как-то раз, когда мой муж не только не был еще священником, но даже и не мечтал, и не помышлял об этом, он предсказал его дальнейший путь. Было так: мой муж приехал в Лавру и исповедовался отцу Кириллу в алтаре, возле самого жертвенника встав на колени. Поднимаясь с колен, он покачнулся и дотронулся до жертвенника. Отец Кирилл сокрушенно покачал головой и заметил: «Что же вы делаете? Вы же пока еще не священник!» Эти слова врезались в память и оказались предзнаменованием.
Жалко было тех, кто спрашивал благословения отца Кирилла, получал его и – действовал вопреки... Случалось и такое. Близкий мне человек задавал вопрос, делать ли операцию или само пройдет. Отец Кирилл заволновался, сказал твердо: делать. А тот испугался: ну старец – он же не врач, он же в медицине не понимает, к тому же зима, лучше дождаться теплой поры, успеется потом, и так далее. Но – «не успелось».
Девушку одну прекрасную отец Кирилл очень просил (!), чтобы она не выходила замуж за того, за кого в тот момент хотела... Она плакала. Старец утешал, но был тверд: нет, нет! Она все-таки сделала по-своему – и молодой муж оказался наркоманом со стажем. Все это обернулось бедой и страданием.
А были и другие случаи. У матери забрали в армию сына и отправили в Афганистан. Она молилась за него день и ночь, слезы лила, к отцу Кириллу приехала в Лавру, просила святых молитв. Он сказал, что будет молиться, что ее сын вернется живой, целый невредимый, только пускай после этого приедет к нему и поблагодарит Господа. Сын действительно вернулся домой, что само по себе было чудом: все его товарищи по оружию полегли, а он один из пекла вырвался. Мать выслушал, согласился, что Господь его спас. К отцу Кириллу собирался поехать в Лавру, да как-то жизнь его закрутила-завертела: хлопоты, суета, заработки. Все никак не мог выбрать для этого время.
А работал он таксистом. И вот как-то раз мне по просьбе моей мамы надо было старинную чудотворную икону перевезти из дома на дачу. Машины у меня тогда не было, и поэтому я, завернув икону в рушник, вышла с ней на улицу и стала ловить такси. И тут останавливается этот таксист (потом он сам говорил: «Сам не знаю, почему я вас повез, у меня уже рабочий день кончился, я в парк ехал»), соглашается ехать через всю Москву да через пробки в Переделкино, и пока мы едем, он, увидев, что у меня под рушником икона, рассказывает мне эту историю: мол, и у меня мать молится и старцев знает. Короче говоря, когда мы подъезжаем к даче, выясняется, что старец, который звал его к себе после Афганистана, – это отец Кирилл. А мне известно, что отец Кирилл как раз в это время принимает верующих в Переделкино, в крестильне храма Преображения Господня.
– Ну вот, теперь-то наконец вы к нему и попадете! – сказала я ему. – Вот для этого, оказывается, вы меня и повезли через весь город на дачу, несмотря на то, что это вам по здравому рассуждению было ни к чему.
И таксист этот, высадив меня, помчался под горку по направлению к храму.
Но происходили и более прикровенные вещи, связанные с отцом Кириллом. Выпадали трудные и искусительные времена, сгущались на духовном горизонте тучи – и отец Кирилл помогал их разогнать. Бывали духовные нападения, козни... Он молился, и все рассеивалось... Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, новопреставленному архимандриту Кириллу и сотвори ему вечную память!»


Отрывки из проповедей Архимандрита Кирилла (Павлова)
(с небольшими сокращениями):


« ..Хорош или плох наш суд, но лучше нам не судить ближнего. Господь знал немощь нашей человеческой природы и поэтому запретил осуждать, судить других...
Один старец, услышавший о том, что некий инок впал в тяжкий грех, осудил его и сказал: «Великое зло сделал он». И вот через некоторое время является к нему Ангел с душою этого осужденного брата и говорит: «Вот тот, кого ты осудил, он умер. Куда повелишь определить его душу? В Царствие или в ад? Ты же, - говорит, - судья праведных и грешников. Вот, определяй, как поступить с этой душой. Помиловать его или осудить». Ужаснулся старец и понял, что он тяжко согрешил, осудив этого брата. И стал потом плакать, сетовать, просить помилования. И Господь долго не отвечал ему на его молитвы, на его просьбы. Но затем сжалился и послал к нему Ангела Своего, чтобы объявить, что ему этот грех прощен. И Ангел, к нему явившись, сказал: «Прощается тебе твой грех, но на будущее знай, насколько велик грех осуждения».
Другой подвижник, преподобный Пафнутий, однажды, путешествуя по пустыне, ввиду тумана сбился с дороги и вышел к одному селению, где увидел людей, бесстыдно разговаривающих между собою. И преподобный не осудил их, а, остановившись, стал молиться о своих грехах. Вдруг предстал пред ним Ангел с обнаженным мечом и говорит: «Пафнутий, все, кто осуждают других, погибнут от этого меча. Но ты не осудил, ты смирился перед Богом и стал молиться о своих грехах. Поэтому твое имя вписано в книгу жизни\". И так все благочестивые люди, боясь этого греха, всегда трепетали и не смели кого-то осуждать. Один старец всегда, когда слышал о чьих-то неисправностях, тяжко вздыхал и говорил: «Да, как сегодня этот брат согрешил, так я завтра согрешу...»
«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть, и благоприятный (2-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и благоприятный пост для Господа. Удаление от этих пороков, от порочного состояния и составляет истинный пост. И, прежде всего нам надо обратить внимание на удержание, обуздание своего языка... Также надо обратить внимание и на то, чтобы стараться из своего сердца удалить всякую ненависть, неприязнь по отношению к ближнему, стараться быть во всем и ко всем тихим, кротким, смиренномудрым, благоснисходительным и любовным. В особенности надо стяжать любовь как мать всех добродетелей... Без любви христианин не христианин. И христианство - не христианство. Любовь есть закон человеческого сердца, закон всякого нравственного, разумного существа. Этот закон все живое, все твари соединяет в единую целую гармонию. И если человечество себя не покоряет этому закону, то оно само себя осуждает на страдания, заблуждения и на смерть. Почему? Потому что Бог по Своей природе, по существу есть Бог любви и Бог мира. И святой апостол Павел в 13-й главе Первого послания к Коринфянам воспел гимн христианской любви. Он указал на величие христианской любви, указал именно на те неземные свойства христианской любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. В Послании он пишет, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).
Любовь - долготерпит. То есть благодушно сносит все неприятности, все оскорбления, все напраслины, не поддаваясь движениям гнева и отмщения. Долготерпение - корень всякого благоразумия... Любовь милосердствует, терпит много неприятностей от других, но сама отнюдь не делает, не причиняет никакого зла ближнему. Наоборот, все скорби ближних она принимает как свои... И не успокаивается до тех пор, пока не совершит, пока не доставит утешение скорбящему.
Любовь не завидует ни дарованиям, ни отличиям, ни успеху ближнего в его делах, ни внешнему его благосостоянию. Никакому благу и совершенству ближнего не завидует, потому что это противно ее природе. Наоборот, существо любви - это желать и делать только добро, добро всем людям...Таково свойство истинной христианской любви.
Любовь не превозносится, то есть не заносится, не кичится. Именно любовь делает человека благоразумным, степенным, порядочным. Заносчивость, легкомыслие свойственны только тем людям, которые любят других плотской любовью. А кто любит истинно духовной любовью, те от этого свободны.
Любовь не гордится. Какими бы ни был одарен дарованиями человек, но если он имеет действительно христианскую любовь, то он никогда не мечтает о себе, что он имеет что-то лучшее в сравнении с другим живым существом. И сколько бы он ни совершил добрых дел, все равно считает, что ничего не сделал особенного. Вот таково свойство истинно христианской любви.
Любовь не раздражается, не мыслит зла. То есть даже если тот, кому христианин благодетельствует, и доставляет ему какие-то неприятности, то все равно христианская любовь не огорчается. Она все равно старается творить добрые дела, невзирая ни на какое, может быть, и нехорошее поведение со стороны того человека, которому оказана любовь. Любовь даже и не мыслит зла. Она не мыслит зла во зле. Как сама любовь чужда всякого коварства, всякого зла, так и в других, в любимом человеке она не видит этого зла. Другие, может быть, и видят в человеке это зло, но любовь его не видит в нем - потому что любит. Любовь все терпит, все покрывает, все недостатки, все слабости, немощи...
Я уже сказал, что все наши дела внешнего благочестия - пост, молитва, целомудрие, милосердие - не будут иметь никакой цены нравственной, если они не соединены с любовью к ближнему. В ряду этих дел благочестия молитва стоит на первом месте. Но и молитва угодна Богу только тогда, когда она соединена с любовью...
Не только молитва, но даже и страдания за веру не угодны Богу, если страждущий человек не прощает согрешения своему ближнему... Поэтому... помимо усердия ко внешнему, телесному говению, воздержанию, необходимо обратить внимание на свое внутреннее состояние, на искоренение всякого порока в нашей душе, чтобы нам в себе распять всякое самолюбие, превозношение, тщеславие, эгоизм, гордость и стараться приобрести снисхождение, милосердие, любовь к ближнему. Без этого и наше говение не принесет нам успеха. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, - говорит Господь (Ин. 13, 34-35). Вот и постараемся эти дни поста так провести по мере своих сил в воздержании и в христианском совершенствовании, чистоте и благочестии, стараясь не оскорблять ближнего ни словом, ни делом, стараясь стяжать друг ко другу любовь... Да поможет нам Господь эти дни провести так, как угодно Ему, Богу нашему. Богу нашему слава во веки! Аминь».


Многие проповеди Архимандрит Кирилл вошли в книгу «Ищите прежде Царствия Небесного». Словами из предисловия к этой книги нам бы хотелось закончить этот очерк: « О чем бы ни говорил отец Кирилл - о празднике, евангельском чтении, о святых и в первую очередь, конечно, о великом начальнике Лавры,Преподобном Сергии, - во всем присутствует этот ответ и одновременно призыв, хотя бы и не произнесенный вслух, но все пронизывающий собой: Ищите прежде Царствия Небесного. Царствие Небесное - то единственное, чего ищет в своей жизни он сам, и к нему зовет он нас с вами.
И когда вы перевернете последнюю страницу и отложите прочитанную
книгу в сторону, в вашей душе по-прежнему будет звучать слово этого
дивного проповедника... И все, что сказано проповедником этим, добыто в сокровенной беседе с Богом, Небом и его святыми гражданами...
Оттого-то в словах отца Кирилла и нет, кажется, ничего земного, в их
простоте и безыскусности - дыхание вечной жизни. Звучит мягкий, ласковый, проникающий в самую глубину сердца голос, и внимает ему душа:
- Веруйте в Бога, любите Его, стремитесь к Нему, помните о великой
любви Его к вам и воздавайте Ему за эту неизреченную, недомыслимую,
неисповедимую любовь.
Ищите прежде Царствия Небесного!..
- Не прилепляйтесь к земле, не заточайте в клетку земных забот и
привязанностей вашу душу, эту Небесную гостью, не лишайте ее Небесного
Отечества.
Ищите прежде Царствия Небесного!..
- Любите ближних своих, благотворите врагам своим, полагайте душу
свою за други своя, - помните, что это заповедал Тот, Кто сказал ученикам
Своим:
Ищите прежде Царствия Небесного!..
- Если постигнут Вас болезни, печали и скорби, помните, что это - крест,
который посылает вам Господь для вашего же блага, для вашего спасения, -
значит, пришло время очистить душу покаянием, взять крест сей и
последовать за Господом:
Ищите же прежде Царствия Небесного!..
- Помните, что в этом Царстве у вас много друзей, готовых протянуть
вам руку помощи. Они уже нашли дорогу и хотят указать ее вам - только
обратитесь к ним с теплой молитвой веры и упования. И, помогая в земных
делах, они скажут вам голосом вашей совести:
Ищите прежде Царствия Небесного!..»



Архимандрит Кирилл. «Ищите прежде Царствия Небесного» Московское подворье Свято- Троицкой Сергиевой Лавры. 2000.
Журнал «Православие и современность» № 12 (28) 2009.
По материалом сайта Православие.Ру:
«В Троице-Сергиевой лавре состоялось отпевание и погребение архимандрита Кирилла (Павлова)» http://www.pravoslavie.ru/101330.html
Монахиня Евфимия (Аксаментова). Духовник. К 96-летию старца Кирилла (Павлова) http://www.pravoslavie.ru/86576.html
Монахиня Евфимия (Аксаментова) Солдат. Истории о старце Кирилле (Павлове) http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/chelovek/3824-2015-08-13-10-03-27.html
http://www.pravoslavie.ru/101223.html
«Умер архимандрит Кирилл (Павлов)». http://pravnovosti.ru/blog/2017/02/21/%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82-%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2/
Олеся Николаева. «Скончался старец. Памяти отца Кирилла» http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID=179155
«Мы должны возносить Господу благодарность за Победу в Великой Отечественной войне». http://stsl.ru/news/all/my-dolzhny-voznosit-gospodu-blagodarnost-za-pobedu-v-velikoy-otechestvennoy-voyne
По материалам документального фильма «Старцы. Архимандрит Кирилл (Павлов)»
Студия Неофит по заказу телеканала \"Культура\", 2015
http://www.pravoslavie.ru/101223.html
http://vera77.com/article/1411-otets-kirill-pavlov
http://krestovayapustin.cerkov.ru/2015/11/21/vserossijskij-starec-sxiarximandrit-kirill-pavlov/

Об авторе все произведения автора >>>

Девятова Светлана, Москва

e-mail автора: svet7777@narod.ru
сайт автора: Свет

 
Прочитано 1316 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Виктор Халин 2017-08-15 14:00:50
Спаси Господи за Вашу статью.
 Комментарий автора:
Во славу Божию!
Есть хорошие фильмы (YouTube) о нём, наберите в поисковой системе название " Старец архимандрит Кирилл (Павлов)"фильм "Архимандрит Кирилл Павлов ", "Архимандрит Кирилл (Павлов). ДУХОВНИК ВСЕЯ РУСИ "

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

кто такие "Иеговы". Откройте глаза -
источник Справочник По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского, Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ 2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и язычество" "Новый Акрополь" "Церковь Адамитов" "Белое Братство" "Международный центр космического сознания" Группы славянского язычества: группа Доброслава "Экология сознания" "Движение Грааля" Последователи учения Карлоса Кастанеды Ассоциация "Колыбель Сибири" Центр йоги "Крылья совершенства" "Семья Детей Бога" "Ошмарий-Чимарий" "Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова "Рэйки" "Энерсенс" Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца" Группа В.Столбуна "Троянова тропа" "Церковь Последнего Завета" "Международный эзотерический центр "Vita" Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж" Группа О.Андреева Храм "Шеол" Группа Марии де Эльфана "Белая экология" "Стрелы Урилы" "Удмурт Вось" Некоторые группы нейролингвистического программирования "Школа Диворга" "Тетрада" "Орден Храма Солнца" Центр "Единение" Бажовцы Зеленое братство Школа единения "Всеволод" "Академия Золотова" 3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной ориентации "Ананда Марга" "АУМ Синрике" "Радха Соами Сатсангх" "Брахма Кумарис" Последователи Бабаджи "Бахай" "Шри Чайтанья Сарасват Матх" Культ Шри Чинмоя "Международное Общество Сознания Кришны" "Миссия Божественного Света" Культ Раджниша (Ошо) Центр "Униведа" "Сахаджа-йога" Культ Сатьи Саи Бабы "Трансцендентальная медитация" Тантрические секты: "Тантра-Сангха" Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности" "Тоицу Кекай" "Восточный Дом" "Белый лотос" Культ Ауробиндо Гхоша Центр "Ананда" 4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации "Богородичный Центр" "Свидетели Иеговы" "Церковь Объединения" "Церковь Откровения" "Церковь Христа" (Бостонское движение) "Семья" "Ревнители истинного благочестия" Религиозная организация "Традиции, семья, собственность" Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова Церковь Иисуса Христа Святых последних дней Секта скопцов 5. Коммерческие культы: "Гербалайф" Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти. То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью, что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и отражено в целом ряде авторитетных документов, например: · Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996 г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации... широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам"; · Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви"; · Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28, 1996 г.); · Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" : "Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы гипнотического воздействия на психику человека" …… Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы", "Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П. Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего ребенка Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности", "некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п. предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки - сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег (должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в Палате по правам человека Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры 13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195 (количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской Православной Церкви. Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай, большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого принести не могут Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки, последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской (религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от 21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях, входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации, находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих "в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус "традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные законодательные акты.

3.22. Заточение и смерть Иоанна Крестителя - Елена Гармон

Что есть Истина? - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Цветок - Александр Грайцер

Поэзия :
Божья Милость спасла человека. - Лидия Фокеева

Теология :
Равнодушие ранит сильнее, чем открытая вражда - Николай Погребняк
Уважаемые читатели, я поведаю вам о силе, которая смогла сломить, казалось бы, несокрушимую силу духа пророка Илии к исполнению Божьей воли.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100